Типы киноэкранов, форматы и размеры



Компания Barco - ведущий мировой производитель видеооборудования для киноиндустрии - пару лет назад провела специальные исследования, целью которых была выработка практических рекомендаций проектировщикам и разработчикам дизайна зрительных залов для повышения контрастности видеоизображения.

Исследование предлагает рекомендации,  на чем конкретно должен сосредоточиться экспонент в первую очередь, а на чем - не заострять свое внимание и не тратить лишние деньги...

Для количественной оценки и подтверждения правильности рекомендованных действий были использованы четыре различных подхода.

Во-первых, была разработана математическая  модель, которая  объединила рассеяние, отражения и окружающий свет в одну формулу для предсказания  получаемого эффекта на экране.

Во-вторых - реальные измерения и тесты. Они  проводились в реальных кинозалах, чтобы проверить, соответствуют ли цифры и результаты расчетов практическим требованиям в  данной области.

В-третьих, была построена полномасштабная модель аудитории, которая позволила исследовательской группе быстро и гибко  менять  свойства помещения, добавляя или удаляя стулья и кресла,  изменяя цвет  стен,  варьировать угол наклона сидений и т. д.

 И в-четвертых -  была разработана полная 3D-модель (так называемая трассировка лучей), которая помогла сопоставить теорию с практикой.

 

Руководство по проектированию

Ниже перечислены некоторые рекомендации, которые появились в результате реализации  этого проекта. Это - реальные рекомендации по дизайну, которые могут использовать архитекторы и дизайнеры,  перед которыми стоит задача оптимизировать свою аудиторию для получения более контрастных изображений.

Ниже приведены основные правила проектирования аудиторий:

Правило 1.

Необходимо сосредоточить внимание на области, ближайшей к экрану.  

Достаточно уложить темное или даже черное напольное покрытие  прямо перед экраном. После этого  воспринимаемый глазом коэффициент контрастности экрана может быть увеличен более чем на 40%.

Правило 2.

При оптимизации посадочных мест сосредоточьтесь на тех сиденьях, которые находятся ближе всего к экрану - размещение кресел с темной обивкой  в передней трети  аудитории на 25% эффективнее, чем размещение  таких же, но  в задней части аудитории.

Правило 3.

При оптимизации цвета ваших стен снова сосредоточьтесь на области, ближайшей к экрану: первые от экрана 25% стены  дают практически 75% прироста контрастности изображения  (см. график приведенный ниже).




Правило 4.

Используемые на стадионах светлые пластиковые сидения дают отрицательный вклад  в получение  высокой контрастности  изображения...

То, что хорошо для зрителя - не очень хорошо для получаемой картинки.

Чем круче посадочные места стадиона, тем ниже воспринимаемых зрителем контраст изображения:  увеличение наклона от 15° до 30 ° уменьшает контраст на 16%; увеличение наклона до 45° уменьшает контраст на 27%.

 

В выводах содержатся  и другие, не поддающиеся количественной оценке рекомендации, которые звучат несколько прямолинейно, но  тем не менее не всегда применяются на местах. Одна из самых важных из них  - это снижения влияния дежурного освещения аварийных выходов и  лестниц. Это вполне возможно - если расположить эти светильник таким образом, чтобы свет от них не попадал в зону  экрана, снижая тем самым контрастность изображения.

Еще один важный момент  касается кинопроекционного  окна, а именно защитного стекла, установленного в нем. Необходимо следить за отсутствием  пыли на нем, а так же быть уверенным, что оно сделано из нужной марки стекла.

Кроме того, объектив  проектора должен быть расположен  параллельно плоскости стекла  (т.е. оптическая ось - должна быть под прямым углом). В противном случае, возникающие искажения (из-за преломлений и рассеиваний светового потока) так же снижают восприятие контрастности картинки.

 

Подведем  итоги

Исследованием  установлено, что наибольшее влияние на качество изображения  оказывают элементы интерьера, расположенные ближе всего к экрану. Элементы, расположенные дальше, имеют меньшее воздействие.

Но поскольку это верно как для горизонтальных, так и для вертикальных поверхностей, то воздействие будет квадратично с увеличением расстояния от экрана.  

Для расширения динамического диапазона целесообразно ориентироваться на уменьшение отражательной способности всех внутренних элементов помещения  на расстоянии,   превышающем высоту экрана от  1 до 1,5 раз. И именно по этой  причине  влияние общей отражательной способности аудитории не так велико, как первоначально того опасались исследователи.

 

Большое спасибо исследовательской группе Barco .  Этот проект был осуществлен компанией Flanders Innovation & Entrepreneurship (VLAIO) в рамках проекта  imec.icon.



Написать отзыв

Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обычный текст.
    Плохо           Хорошо
Подписка на новости:
Нажимая на кнопку «Подписаться», я даю cогласие на обработку персональных данных.
markerОткрыть карту