Типы киноэкранов, форматы и размеры
Компания Barco - ведущий мировой производитель видеооборудования для киноиндустрии - пару лет назад провела специальные исследования, целью которых была выработка практических рекомендаций проектировщикам и разработчикам дизайна зрительных залов для повышения контрастности видеоизображения.
Исследование предлагает рекомендации, на чем конкретно должен сосредоточиться экспонент в первую очередь, а на чем - не заострять свое внимание и не тратить лишние деньги...
Для количественной оценки и подтверждения правильности рекомендованных действий были использованы четыре различных подхода.
Во-первых, была разработана математическая модель, которая объединила рассеяние, отражения и окружающий свет в одну формулу для предсказания получаемого эффекта на экране.
Во-вторых - реальные измерения и тесты. Они проводились в реальных кинозалах, чтобы проверить, соответствуют ли цифры и результаты расчетов практическим требованиям в данной области.
В-третьих, была построена полномасштабная модель аудитории, которая позволила исследовательской группе быстро и гибко менять свойства помещения, добавляя или удаляя стулья и кресла, изменяя цвет стен, варьировать угол наклона сидений и т. д.
И в-четвертых - была разработана полная 3D-модель (так называемая трассировка лучей), которая помогла сопоставить теорию с практикой.
Руководство по проектированию
Ниже перечислены некоторые рекомендации, которые появились в результате реализации этого проекта. Это - реальные рекомендации по дизайну, которые могут использовать архитекторы и дизайнеры, перед которыми стоит задача оптимизировать свою аудиторию для получения более контрастных изображений.
Ниже приведены основные правила проектирования аудиторий:
Правило 1.
Необходимо сосредоточить внимание на области, ближайшей к экрану.
Достаточно уложить темное или даже черное напольное покрытие прямо перед экраном. После этого воспринимаемый глазом коэффициент контрастности экрана может быть увеличен более чем на 40%.
Правило 2.
При оптимизации посадочных мест сосредоточьтесь на тех сиденьях, которые находятся ближе всего к экрану - размещение кресел с темной обивкой в передней трети аудитории на 25% эффективнее, чем размещение таких же, но в задней части аудитории.
Правило 3.
При оптимизации цвета ваших стен снова сосредоточьтесь на области, ближайшей к экрану: первые от экрана 25% стены дают практически 75% прироста контрастности изображения (см. график приведенный ниже).
Правило 4.
Используемые на стадионах светлые пластиковые сидения дают отрицательный вклад в получение высокой контрастности изображения...
То, что хорошо для зрителя - не очень хорошо для получаемой картинки.
Чем круче посадочные места стадиона, тем ниже воспринимаемых зрителем контраст изображения: увеличение наклона от 15° до 30 ° уменьшает контраст на 16%; увеличение наклона до 45° уменьшает контраст на 27%.
В выводах содержатся и другие, не поддающиеся количественной оценке рекомендации, которые звучат несколько прямолинейно, но тем не менее не всегда применяются на местах. Одна из самых важных из них - это снижения влияния дежурного освещения аварийных выходов и лестниц. Это вполне возможно - если расположить эти светильник таким образом, чтобы свет от них не попадал в зону экрана, снижая тем самым контрастность изображения.
Еще один важный момент касается кинопроекционного окна, а именно защитного стекла, установленного в нем. Необходимо следить за отсутствием пыли на нем, а так же быть уверенным, что оно сделано из нужной марки стекла.
Кроме того, объектив проектора должен быть расположен параллельно плоскости стекла (т.е. оптическая ось - должна быть под прямым углом). В противном случае, возникающие искажения (из-за преломлений и рассеиваний светового потока) так же снижают восприятие контрастности картинки.
Подведем итоги
Исследованием установлено, что наибольшее влияние на качество изображения оказывают элементы интерьера, расположенные ближе всего к экрану. Элементы, расположенные дальше, имеют меньшее воздействие.
Но поскольку это верно как для горизонтальных, так и для вертикальных поверхностей, то воздействие будет квадратично с увеличением расстояния от экрана.
Для расширения динамического диапазона целесообразно ориентироваться на уменьшение отражательной способности всех внутренних элементов помещения на расстоянии, превышающем высоту экрана от 1 до 1,5 раз. И именно по этой причине влияние общей отражательной способности аудитории не так велико, как первоначально того опасались исследователи.
Большое спасибо исследовательской группе Barco . Этот проект был осуществлен компанией Flanders Innovation & Entrepreneurship (VLAIO) в рамках проекта imec.icon.